Что нужно знать о минеральном моторном масле

Выбор подходящего смазывающего состава для своего автомобиля – злободневная и актуальная задача для всех автомобилистов. Какое моторное масло лучше – настоящая синтетика или минералка, изготовленная по технологии каталитического гидрокрекинга (VHVI, НС-синтетика)? Вопрос до сих пор вызывает споры. Для начала следует определиться с тем, что такое минеральное моторное масло. Большинство специалистов считает, что это – смазывающий продукт, изготовленный из сырой нефти. Но в маркетинге, а также для покупателей, минералка – это самое недорогое моторное масло, созданное из мазута методом гидроочистки.

Как классифицируют базовые масла

Сегодня любое смазочное вещество для двигателя состоит из двух основных компонентов – базового масла и пакета добавок, называемых присадками. Они улучают свойства базового состава до приемлемого уровня, необходимого двигателю внутреннего сгорания (ДВС). Их содержание в общем объёме может достигать 25–30%. Основные же характеристики задаются базовым составом.

Американский нефтяной институт (API) классифицировал базовые масляные составы:

  • Группа №1 – простое минеральное масло, получаемое методом перегонки определённых сортов нефти. Этот процесс начинается с того, что сырой нефтяной состав разделяют на фракции. Светлые – бензин, керосин, лигроин, дизтопливо. Остаток – тяжёлая фракция, называемая мазутом. Он является тем сырьём, из которого получают смазки минерального происхождения. Перегоняется при пониженном давлении, также разделяясь на фракции. Вот эти фракции подвергаются селективной очистке и освобождаются от парафинов. Таким образом, на выходе получается простая минеральная смазывающая жидкость.
  • Группа №2 – минеральное масло улучшенной очистки. Производится из продуктов 1-й группы, подвергаясь гидроочистке. Удаляются до приемлемого уровня ароматические соединения и парафины. Такие жидкости более устойчивы к окислению. На основе такого базового состава производится основная масса современных минеральных лубрикантов.
  • Группа №3 – масляные составы, подвергающиеся дальнейшей очистке жидкостей 2-й группы. Для этой цели применяется технология каталитического гидрокрекинга (VHVI, или НС-технология). По многим свойствам продукты этой группы не отличаются от синтетических масел – в частности, однородность молекул приближается к синтетике. Такие качества привели к тому, что API признал смазки на этой основе НС-синтетическими. Многие производители называют такую продукцию полусинтетической или минеральной. Последнее определение наиболее справедливо, так как производится смазка не методом синтеза, а из нефти.
  • Группы 4 и 5 относятся к синтетическим продуктам различного происхождения. Могут производиться из природного газа (GTL-технология), лёгких углеводородов (ПАО). Имеют также растительное происхождение (эстеры).

Если за основу взять минеральную жидкость 1-й группы, то у составов 2-й и 3-й групп эксплуатационные характеристики будут в 1,5 и 2 раза лучше, а синтетический ПАО-материал превзойдёт минералку в 3 раза. Эстеры будут иметь 5-кратное преимущество.

Сравнение минеральных и синтетических ММ

Какой продукт лучше – минеральное или синтетическое моторное масло? Увы, подавляющее большинство автомобилей ездит сегодня, используя синтетику или полусинтетическую моторную смазку. Но если НС-синтетические лубриканты также отнести к группе минеральных масел, то окажется, что именно они наиболее распространены. Причина проста – эти смазывающие материалы имеют самое хорошее соотношение цена – качество. Они намного дешевле настоящих синтетических, при этом их характеристики приближаются к full synthetic.

Чем отличается минералка от синтетического продукта? Главное отличие состоит в нескольких показателях – индексе вязкости, окислительной стабильности, летучести и температуре замерзания. Минеральные составы 1-й группы имеют наихудшие показатели.

  • Низкий индекс вязкости – это значит, что в широком диапазоне температур (от -40°С до +150°С) вязкость масла изменяется значительно. При низких температурах оно загустевает, при высоких – разжижается до состояния жидкости. В обоих случаях смазка не может нормально выполнять свои функции
  • Низкая окислительная стабильность – продукт не может долго работать, потому что быстро окисляется продуктами сгорания топлива. Это означает, что минералку надо менять значительно чаще.
  • Высокая температура замерзания не позволяет использовать минеральные расходные материалы при температуре ниже -25°С. Они будут загустевать, не позволяя мотору нормально запускаться.
  • Большая летучесть означает большой угар смазки во время эксплуатации.

Высокий вязкостный индекс получают, используя процесс гидроизомеризации. Результатом расщепления и выравнивая молекул минеральных базовых масел 2-й группы являются НС-синтетические жидкости. Все параметры, за исключением окислительной стабильности, у VHVI-синтетики сопоставимы с ПАО. Так что крекинговые масла не могут похвастаться таким длительным периодом эксплуатации, как 100% синтетика.

Так какое масло лучше подходит к каждому конкретному автомобилю – синтетика, или полусинтетика, или минеральное смазывающее вещество? Это зависит, в первую очередь, от времени выпуска того или иного двигателя. Для старых автомашин типа «Запорожца» или ВАЗ 2101, наилучшим выбором будет хорошая минералка или полусинтетика. Эти лубриканты наиболее дёшевы, менять их нужно через 4-5 тысяч км проезда. На полусинтетических можно увеличить километраж до 6 тысяч км.

Преимущества минеральных жидкостей в том, что они не воздействуют на резиновый материал старых сальников и других изолирующих элементов. Кроме того, текучую синтетическую жидкость эти элементы могут не удерживать. Поэтому возможен высокий расход, а также угар синтетики в моторах старого образца с солидным пробегом.

Ещё одно преимущество минералок – щадящие моющие свойства, что позитивно сказывается на пропускной способности маслопроводов и масляных каналов системы смазки. Под воздействием моющих присадок синтетических смазок эти каналы могут просто забиваться крупными фракциями отложений.

Современные моторы, выпущенные после 2000 года, нуждаются в полусинтетических или синтетических составах. Здесь длина пробега, учитывая российские дороги, топливо и городские условия эксплуатации, может быть увеличена до 7–8 тысяч км. На маслах, предусматривающих интервал пробега 30 000 км, можно будет производить замену через 15 тысяч.

Заключение

Несмотря на то что востребованность в минеральных моторных маслах небольшая, они отлично подходят для раритетных и устаревших моделей автомашин. В специализированных магазинах всегда можно приобрести такую смазку. Для старых «Жигулей», «Побед», «Москвичей» и «Волг» подойдут отечественные минеральные продукты, выпущенные в «Лукойл», «ТНК» или «АЗМОЛ».

загрузка…

Похожие публикации

12345 (Оцените статью)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *