Что нужно знать перед тем, как выбрать моторное масло

Многие автолюбители, особенно начинающие, затрудняются ответить на этот вопрос. Даже бывалые водители нередко сомневаются перед тем, как выбрать моторное масло среди большого количества брендов и продуктов. На самом деле больших сложностей здесь нет. Если автомобиль относительно новый, в технической документации можно почерпнуть сведения о рекомендуемых спецификациях и марках моторных масел.

Несколько простых правил

Если автомобиль новый или недавно куплен – выбор масла за вас уже сделал автопроизводитель. Во время сервисных ТО заливается рекомендованный смазывающий продукт. Многие автовладельцы даже не интересуются, что им льют, полностью доверяя дилерам. Есть также автомобилисты, не доверяющие никому, кроме официально подтверждённых источников. Они привозят на замену канистры с маслом, которое имеет официальные допуски от того или иного изготовителя авто. Такой вариант исключает подмену сотрудниками СТО – ведь неизвестно, какая моторная жидкость находится в бочках.

Когда гарантийный срок истекает – автовладелец сам начинает заботиться о своей машине. Самый лёгкий и безошибочный вариант – выполнять рекомендации, изложенные в сервисной книжке. Только продукт следует покупать не на рынке, выбирая у лавочников. Есть официальные дилеры, которые с большей вероятностью продадут вам оригинальное моторное масло. Покупать также можно в больших, проверенных, специализированных магазинах.

Зачастую контрафакт продаётся по более низким ценам под видом распродаж. Если вы хотите, чтобы ваш двигатель был в хорошем состоянии, не скупитесь – можете проиграть гораздо больше.

Основные разновидности масел

Моторные масла для автомобиля различаются по своему составу. Содержание каждой смазывающей жидкости состоит из двух компонентов – базового масла (75-85%) и набора определённых добавок (15-25%), улучшающих качественные показатели базовой основы. API (Американский институт нефти) классифицировал современные базовые масла:

  • 1-й класс представляет собой обычное минеральное масляное вещество, полученное из нефти методом селективной (сольвентной) очистки и депарафинизации.
  • 2-я группа – продукты 1-го класса, прошедшие гидроочистку. Это – минеральные масла улучшенного качества, из которых удалено ещё больше парафинов, а также ароматические соединения. Эти жидкости используют как базовые для минеральных масел.
  • 3-й класс представляет собой продукты 2-й группы, прошедшие обработку методом глубокого каталитического гидрокрекинга. По современному определению API, это НС-синтетика. По своим характеристикам, такие составы максимально близки к настоящим синтетическим.
  • 4-я группа производится из лёгких нефтяных фракций, газов этилена или бутилена. Применяется метод синтеза полиальфаолефинов. Это – настоящая синтетика (РАО).
  • 5-й класс включает в себя синтетические составы из растительной основы (эстеры), а также синтезированные из природного газа (GTL), алкилированных нафталинов (АН) и других соединений.
Наиболее распространены синтетические продукты на базовой основе 3-го класса. У них оптимальное соотношение цена – качество. ПАО-синтетика имеет лучшую термическую стабильность, дольше сохраняет свои свойства, но продукты на её основе дороже. Синтетические составы 5-го класса – самые дорогие и качественные. В чистом виде их не используют, только как добавки – например, эстеровые.

Основные спецификации

Чтобы правильно выбрать масло, нужно обратиться к автомобильным сервисным книжкам. В них написано, какие спецификации должно иметь используемое вещество. Таких спецификаций несколько. SAE определяет вязкостно-температурные характеристики. API, ACEA, ILSAC – основные качества продукта. API – американский классификатор, АСЕА – европейский, ILSAC – японо-американский.

SAE

Одна из важнейших характеристик любого смазывающего состава – его вязкость. Чтобы подобрать необходимую, следует знать минимальные климатические температуры в регионе, а также уровень высокотемпературной вязкости, рекомендуемый производителем.

Если взять, к примеру, показатель 5W-30, первая цифра означает низкотемпературный (зимний) вязкостный показатель (5W). Согласно ему, двигатель может нормально завестись до морозной температуры -30°С. При более низких температурах смазка начнёт густеть, делая невозможным запуск холодного движка. Высокотемпературный (летний) показатель, 30, определяется автопроизводителем силового агрегата и зависит от его конструктивных особенностей.

Минимальная вязкость – 20. Такие жидкие масла рекомендуются японскими компаниями, выпускающими авто. Более густые, 40 и даже 50, больше применимы для изношенных моторов, прошедших более 100 тысяч км.

API, ILSAC

Это – общепризнанные классификаторы автомасел. API делит все допуски на 2 категории по первым буквам обозначений: S – для бензинового мотора, С – для дизеля. Далее идёт деление на уровни допусков по алфавиту. Самый первый, SA, уже давно устарел, а такие, как SL (2001-2003 гг.), SM (2004 г), SN, применяются к современным моторам. Самый свежий – SN, используется в движителях, выпущенных после 2010 года.

То же самое относится к классификации дизелей. Первый уровень, СВ, устарел и предназначен для моторов до 1961 года выпуска. Последние – CF (с 1990 г), CG-4 (с 1994 г), CH-4 (с 1998 г), CI-4 (с 2002 г) – современные турбированные с клапаном EGR. Большинство современных масел являются универсальными, их можно использовать в обоих типах моторов. Имеют, например, такие обозначения – SN/CF.

Азиатский классификатор ILSAC для силовых агрегатов, работающих на бензине, фактически повторяет последние уровни API. Но при этом имеет повышенные требования по энергосбережению и экологичности. Всего уровней 5. К примеру, ILSAC GF-1 – аналог API SH; GF5 соответствует SN.

АСЕА

Европейский автомобильный классификатор – наиболее жёсткий по требованиям к моторным маслам. Классы также подразделяются на два типа: А – для бензиновых движков, В – для дизельных. Если смазка универсальная, свойства обозначаются как Ах/Вх.

Буквой С обозначаются малозольные масла для дизелей с фильтрами сажи. Может быть, например, такое обозначение – A5/B5, C3.

Допуски

Допуски – это официальные требования, предъявляемые производителями двигателей к подобранным смазывающим составам. Получить их непросто, каждое моторное масло долго и скрупулёзно тестируется, в результате ему определяют вердикт. Если продукт имеет определённый допуск, его обозначают на этикетке канистры. Конкретные примеры: VW 500.00–503.00 от Фольксваген или BMW LL-1–LL-4. Если на этикетке канистры, а также в сервисной книжке, эти допуски совпадают, продукт можно использовать для замены масла в течение гарантийного периода. То есть вместо того, что заливает дилер.

Существует также продукция, название которой – это бренд, выпускающий автомобили. Пример – моторные масла Mazda, Toyota, Nissan. Это облегчает выбор для пользователей. Например, автопроизводитель Honda рекомендует для своих АКПП только трансмиссионное масло под собственным брендом.

Общие рекомендации

И всё же как выбрать масло для двигателя, чтобы не ошибиться? Для этого есть несколько простых рекомендаций:

  • Для старых автомобилей следует использовать минеральную смазку, для подержанных (от 150 тыс. км проезда и выше) – полусинтетическую, для относительно новых (до 150 тыс.) – синтетику.
  • При покупке нужно проверить все особенности и степени защиты канистры, даже если покупается у дилера. В Сети есть много материалов на тему, как это сделать.
  • При смене масел лучше использовать продукты только от одного производителя. Если переходите к другому, мотор следует промыть.
Конечно, отправной точкой для относительно новой машины станут рекомендации её изготовителя. Так что не следует «изобретать велосипед».

загрузка…

Похожие публикации

12345 (Оцените статью)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *