Для чего нужны антифрикционные присадки?

Во время работы двигателя возникает трение между деталями. Чтобы снизить его, используют моторные масла. Сами по себе вещества представляют продукты специальной обработки нефти. Для того чтобы повысить их характеристики, производители применяют различные присадки — синтетические вещества, направленные на улучшение тех или иных свойств масла.

Автопроизводители постоянно стремятся сделать двигатели компактнее, легче и производительнее. Для достижения этих целей они применяют более легкие и тонкие материалы, уменьшают объемы отсеков для масла. Поэтому к современным смазкам предъявляются все более жесткие требования — они должны качественно защищать двигатель, будучи использованными в меньших объемах.

Чтобы улучшить качество используемого масла, автовладельцы приобретают и добавляют антифрикционные присадки. Изменяя состав и характеристики вещества, они снижают степень пагубного воздействия трения на мотор машины.

Сегодня существует масса типов присадок антифрикционных. Важно знать, как действует каждый из них. На упаковках производители красиво описывают свою продукцию. Часто за громкими фразами стоят далеко не новые технологии. Поэтому, чтобы правильно выбрать антифрикционную присадку, нужно уметь отличать маркетинговые ходы от реальности.

О типах присадок

Часто на бутылках с антифрикционными присадками можно встретить такие названия, как «модификатор трения» или «кондиционер для металла». У потребителя сразу возникает ощущение, что подобное вещество выполняет какую-то важную функцию и существенно улучшит качество работы двигателя. Но с научной точки зрения подобные словосочетания не несут никакого смысла.

Объективно антифрикционные присадки в масло можно разделить на следующие типы:

  • реметаллизаторы поверхностей трения;
  • полимерные антифрикционные препараты;
  • ремонтно-восстановительные присадки на базе минеральных порошков;
  • эпиламные (эпиламоподобные) и металлоорганические восстанавливающие присадки.

Реметаллизаторы

Ремталлизаторы состоят из основы, полностью растворимой в масле, главное действующее вещество — микрочастицы металла. Такие присадки, в первую очередь, работают на восстановление деталей, путем заполнения микротрещин. Составы позволяют укрепить детали мотора, продлить срок их службы.

Не стоит думать, что реметаллизатор позволит «воскресить» мотор, который используется уже не одну сотню тысяч километров. Составы заполняют микротрещины, но заполнение выполняется механическим путем. Полученный слой не прочно связан с основной деталью. Поэтому при использовании данного типа добавок стоит помнить две вещи:

  1. Нельзя отказываться от состава даже после однократного применения к мотору с большим пробегом (около 60 тысяч км и более). Заполненные микротрещины будут требовать постоянного восстановления. Если резко отказаться от реметаллизатора, двигатель может выйти из строя за считанные дни езды.
  2. Не нужно пытаться восстановить старый мотор с помощью подобных присадок. Это даст кратковременный визуальный эффект, повышение мощности и снижение расхода. Но через короткое время подобная мера приведет к полному выходу двигателя из строя.

Использование реметаллизаторов целесообразно в ряде случаев. Но также данные вещества часто используют недобросовестные продавцы автомобилей, чтобы выдать старую машину за новую.

Полимерные антифрикционные составы

Изначально использовались в военной технике. Задачей таких присадок было продление работоспособности двигателей при повреждении масляной системы. Принцип действия заключается в том, что полимеры, содержащиеся в составе, «нарастают» на пробоинах и закупоривают их. Эффект от применения таких присадок — повышение давления в масляной системе и снижение расхода топлива.

При неправильном использовании препараты данной группы отрицательно сказываются на подшипниках двигателя. Когда полимерный слой отрабатывается, наблюдается повышенный износ деталей, возрастание уровня расхода топлива и масла. Поэтому применять их стоит осторожно. Чаще всего подобные присадки используют в старых двигателях, чтобы продлить срок до полного износа.

Ремонтно-восстановительные составы на базе минеральных порошков

Изобретены в СССР. Во время бурения горных пород было замечено, что при проходе через слой, насыщенный серпентинитом, резко снижается износ бура. Исследования показали, что это происходит благодаря химическим и физическим процессам, в ходе которых минералы соединяются с металлом и образуют сверхпрочный износоустойчивый металлокерамический слой.

На сегодня существуют РВС, в составе которых используются различные минералы. В частности, алмазный порошок. Серпентинит не применяется, так как при его использовании приходится сталкиваться с серьезной проблемой: керамический слой мешает качественно отводить тепло. Поэтому двигатель может выйти из строя при определенных условиях, если в жаркую погоду резко сорваться с места после долгого пребывания в пробке.

Эпиламоподобные и металлорганические восстанавливающие составы

Эпиламы – фторсодержащие растворы, которые образуют на поверхности металла тонкую пленку. Она защищает материал от абразивного разрушения, замедляет процессы окисления и коррозии, повышает температурную стойкость. Эпиламный слой образуется на молекулярном уровне, поэтому не требует дальнейшего присутствия присадки в масле для обновления или восстановления. Таким же эффектом обладают составы, основанные на металлорганических соединениях или галогенах.

Такие присадки практически не обладают отрицательными свойствами, сказывающимися на двигателе. Но подобная продукция встречается на рынке достаточно редко и стоит дороже присадок других типов.

Технология I.C.S.

Присадки необходимо применять правильно. Конкретный тип добавки выбирают, исходя из пробега автомобиля. Каждому периоду эксплуатации мотора характерны определенные особенности износа деталей. Учеными проведены исследования и разработана технология I.C.S., которая представляет собой набор рекомендаций по правильному использованию присадок для моторных масел. Самые важные моменты приведены в таблице ниже.

Период эксплуатации мотораОсобенности периода Рекомендации по использованию антифрикционных присадок
От 0 до 10-15 тыс. км пробега, обкатка машиныУсиленный износ деталей — происходит притирание деталей друг к другу. От того, насколько правильно произойдет обкатка, во многом зависит долговечность мотора. При езде по городу идеальных условий для двигателя найти невозможно. Правильную обкатку, более ровное притирание пар трения друг к другу обеспечат ремонтно-восстановительные составы. Например, продукция с алмазным порошком, который будет действовать в качестве сухой смазки, защищая от образования задиров и точечной (питтинговой) коррозии.
От 10-15 до 50-60 тыс. км пробегаИдеальный период эксплуатации авто. Двигатель способен развивать свою максимальную мощность, отложений в виде гари и частиц металла нет. Используются реметаллизаторы с тефлоновыми частицами. На данном этапе они не навредят двигателю, а, наоборот, позволят продлить срок его службы, сделать износ оптимальным на последующие 50-100 тыс. км.
От 50-60 до 120 тыс. км пробегаКольца и клапаны теряют подвижность, из-за чего начинается абразивный износ стенок цилиндра, снижается давление в масляном отсеке. Расход масла и топлива повышается. Отложения накапливаются быстрее. Рекомендуется промыть двигатель и масляный отсек с помощью специальных составов. После этого используют различные восстановительные антифрикционные присадки.
Свыше 120 тыс. км пробегаКризисный период, который характеризуется более высоким износом, появлением большого количества отложений. Выполняется промывка двигателя. Решение о применении тех или иных присадок принимается в зависимости от конкретного состояния мотора. Как правило, после тщательной промывки используют реметаллизаторы и ремонтно-восстановительные составы.
Универсальной дозировки не существует, так как она зависит от концентрации действующего вещества в конкретной присадке. При доливке составов следует руководствоваться рекомендациями производителя.

загрузка…

Похожие публикации

12345 (Оцените статью)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *