Когда и как проводить замену масла в автомат-коробке

Ещё несколько десятилетий назад автоматическая коробка переменных передач (АКПП) казалась водителям экзотикой и ненужной роскошью. Сегодня такими трансмиссиями оснащено большинство автомобильной техники. Они имеют довольно много преимуществ, но есть и недостатки. Так как поменять масло в коробке автомат в полном объёме затруднительно и дорого – чаще применяется частичная замена. Она должна проводиться регулярно, иначе АКПП просто выйдет из строя. Как поменять масло в АКПП самостоятельно, рассмотрим ниже.

Разновидности автоматических коробок

Современные авто используют сегодня три вида автоматических трансмиссий:

  • классические автоматы с гидротрансформатором (гидромуфтой);
  • роботизированные коробки передач;
  • вариаторы (CVT).
Главными достоинствами всех автоматических коробок являются более лёгкое управление авто и повышение комфортабельности для водителя и пассажиров. Есть также ряд других плюсов:
  • Увеличивается безопасность движения, так как водитель не отвлекается на переключение передач и не убирает одну руку с руля. Каждой из двух педалей может управлять своя нога, что существенно повышает скорость реакции.
  • Значительно увеличивается ресурс двигателя за счёт плавного изменения его оборотов.

Но все типы автоматов стоят дороже механических собратьев. За счёт сложности конструкций уровень их надёжности ниже, чем у МКПП. Кроме того, у каждого типа автоматической КПП есть особенности эксплуатации, которые необходимо соблюдать, иначе эти узлы довольно быстро выходят из строя.

Классика

Классические АКПП подразделяются по типу управления (см. рис.).

Основное отличие АКПП от всех остальных – это наличие гидродинамического трансформатора (ГТ). Механическая КПП передаёт поток мощности от мотора к ведущим колёсам через шестерни. В автомате это происходит через трансмиссионную жидкость (ATF), курсирующую в гидротрансформаторе. Таким образом, реализуется несколько преимуществ:

  • Уровень динамических нагрузок, вызываемых неравномерностью хода зубчатых передач, а также колебаниями от движка, значительно меньше.
  • Плавность хода, которую обеспечивает ГТ, позволяет уменьшить количество передач на 1-2 по сравнению с МКПП.
  • Когда происходит переключение передаточного числа, поток мощности не прерывается. Это обеспечивает плавную смену оборотов двигателя, мягкость движения.
Есть у автоматической КПП недостатки. Это – снижение динамики движения, а также большее потребление топлива по сравнению с механическими трансмиссиями. Для замены масла в АКПП всех типов следует применять трансмиссионные жидкости, указанные производителями в сервисных книжках.

Роботизированная КПП

Этот вид автоматических коробок лишён недостатков классической АКПП. По сути, «роботы» – те же механические коробки передач, управляемые автоматически. Поэтому они дешевле классических автоматов, за счёт более простой конструкции. Преимущества и недостатки у них такие же, как у классических МКПП.

Для управления используются тоже только две педали. Сцепление управляется сервоприводами (актуаторами). Скорости также переключаются в разных режимах. Можно использовать как автоматическую, так и ручную смену передач. По сравнению с классической АКПП, имеет такие плюсы:

  • замена масла в роботизированной автомат коробке требует меньшего объёма ATF, чем для других автоматических трансмиссий.
  • обслуживание «робота» проще и стоит дешевле, чем для других автоматов.
Есть у этих механизмов и недостатки:
  • рывки при переключении передаточного числа;
  • зависание механизма – бич «роботов».

Вариаторы

CVT получают всё большее распространение. Эти механизмы кардинально отличаются по принципу работы от всех других типов трансмиссий. Главное отличие – передаточное число меняется плавно, а не фиксировано. Авто с вариаторами обладают самой лучшей плавностью хода.

Крутящий момент от мотора к ведущим колёсам передаётся клиновидным ремнём, расположенным между ведущим и ведомым шкивами. Шкивы состоят из двух конусов, способных перемещаться и плавно менять свои диаметры, за счёт чего можно плавно менять передачу. Автомобили с вариаторами имеют несколько особенностей:

  • Их нельзя буксировать на тросе, также нежелательно вариатором буксировать другое транспортное средство – в обоих случаях он может быстро выйти из строя.
  • Полная замена масла в АКПП-вариаторе производится чаще, чем в других коробках. ATF дорого стоит, нужен большой объём (7–8 литров).
  • CVT, как правило, не ремонтируется, у мастеров отечественных СТО ещё нет достаточного опыта. Его ресурс составляет максимум 200 тысяч километров. Если выйдет из строя раньше – предпочтение отдаётся замене целого узла.

Когда менять ATF

Когда и как менять трансмиссионное масло в АКПП? Замена масла в АКПП своими руками или на СТО проводится через 40–50 тысяч км проезда. Информация об этом довольно противоречива. Некоторые автопроизводители утверждают, что смазку вообще не надо менять. Другие называют свои сроки. Например, Фольксваген рекомендует менять ATF в своих «роботах» DSG через каждые 60–70 тысяч. Но «маслом кашу не испортишь», поэтому лучше делать это почаще. Такой совет дают опытные специалисты. В коробках CVT смазка меняется раз в 50 тысяч км, при интенсивной езде – каждые 30 тысяч км.

Современные АКПП и «роботы» загрязняют масло продуктами износа накладок блокировки гидротрансформаторов, а также работой мокрых сцеплений в масляной ванне (некоторые модели DSG). Частичная замена масла в классической АКПП предпочтительнее, так как не потребуется менять адаптацию электронного блока управления.

Частично заменить масло в АКПП можно самостоятельно. Но делать это желательно с интервалом в половину или даже треть от рекомендованного автопроизводителем. Специальный аппарат, который на СТО используют для замены ATF методом полного вытеснения, может применяться не ко всем коробкам-автоматам. Полная замена смазки может даже ухудшить работу АКПП, так как она не адаптирована к чистой смазке. Тогда придётся перепрограммировать блок управления.

Смена масла

Как правильно менять масло в АКПП своими силами? Для этого необходимо соблюдать последовательность действий. Многочисленные видео на просторах интернета хорошо освещают масляные замены. В каждом конкретном случае, перед тем как заменить масло в коробке, следует приобрести новую трансмиссионную жидкость в нужном объёме.

Если меняем масло частично, может понадобиться новый масляный фильтр, прокладка поддона АКПП, заглушка для сливной пробки. Ещё потребуется набор инструментов, мерная ёмкость, а также ёмкость объёмом 4-5 литров для слива отработки, ветошь, металлическая щётка, воронка или большой шприц со шлангом. Чтобы не испачкаться, лучше воспользоваться спецодеждой и резиновыми перчатками.

  1. Нужно разогреть трансмиссию, проехав 10–15 км, затем установить авто над смотровой ямой.
  2. Найти сливную пробку и слить старую жидкость с коробки. Если такой пробки нет – придётся сливать, постепенно откручивая поддон.
  3. Поддон и магниты чистятся и промываются, устанавливается новый масляный фильтр.
  4. Поддон с новой прокладкой прикручивается обратно.
  5. Заливная пробка с новым уплотнительным кольцом закручивается.
  6. Замеряется точно объём слитой смазки и столько же заливается новой.

Обычно таким образом подлежит замене около половины всей ATF. Оставшаяся жидкость находится в ГТ, каналах гидроблока и соленоидах.

загрузка…

Похожие публикации

12345 (Оцените статью)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *