
Сложно разобраться во всех тонкостях состава, характеристик машинного масла и сделать выбор, полагаясь на них. Для этого нужно иметь профильное образование и четко представлять, что в себе несет тот или иной параметр, как работает тот или ной ингредиент и что происходит в разных фазах работы двигателя или КПП.
Чтобы облегчить процесс выбора и оградить автомобилистов от залива в машину неподходящих составов, производители проводят исследования и создают набор рекомендаций для каждого мотора/марки авто и пр. Эти рекомендации называют допусками.
Каждый производитель моторных масел предоставляет информацию о допусках, которые есть у конкретного продукта, на упаковке. Данным можно верить, так как компании не могут просто напечатать то, что им необходимо.
Для получения права написания того или иного допуска на стикере бутылки производитель трансмиссионного или моторного масла должен получить сертификат от соответствующего автопроизводителя. Для этого он оплачивает экспертизу своего продукта, ждет, пока будут проведены лабораторные и стендовые испытания. Из этого вытекает важное правило: если на этикетке не напечатан какой-либо допуск, его просто нет. Фирма не будет тратить время и деньги на то, что не использует.
Допуски масел VM созданы на основе различных международных стандартов качества и исследований компании. Можно выбрать подходящий продукт, просто зная, что означает тот или иной допуск, но также интересно и полезно знать, как производитель обосновывает свои решения, на что опирается.
Основные допуски моторных масел компании Volkswagen
В таблице ниже представлены все допуски масел для VW, которые создала компания и комментарии по поводу их основных свойств, сферы применения.
Допуск | Основные свойства, условия применения |
---|---|
VW 500.00 | Применяются для бензиновых двигателей. Легкотекучие масла. Универсальны с точки зрения сезонности применения (индексы по SAE: 10W-40, 20W-30, 5W-30, 5W-40). Характеризуются как энергосберегающие — составы значительно снижают трение между деталями, благодаря чему достигается экономия топлива. Масла с данным допуском должны соответствовать стандарту АСЕА А3-96. |
VW 501.01 | Универсальные масла — подходят для бензиновых и дизельных двигателей с прямым впрыском топлива. Соответствуют стандарту АСЕА А2. Для турбодизелей можно применять продукцию, имеющую одновременно данный допуск и допуск VW 505.00. С точки зрения сезонности данный допуск моторного масла распространяется на сезонные и универсальные составы, т. е. на весь спектр классификации SAE. Перед использованием нужно проверить на совместимость с эластомерными прокладками, установленными в моторе. |
VW 502 00 | Применимо для бензиновых моторов повышенной мощности и с прямым впрыском. Продукция соответствует требованиям стандарта А3 АСЕА. |
VW 503.00 | Всесезонные составы для бензиновых силовых агрегатов с прямым впрыском топлива. Обладают сниженной высокотемпературной вязкостью, благодаря чему создают условия для экономии топлива. Соответствуют АСЕА А3 и применимы только для моторов, выпущенных с 01.05.1999. Не подходят для более ранних версий, так как низкая вязкость при высоких температурах приведет к усиленному износу и быстрой поломке агрегатов. |
VW 503.01 | Применяются к бензиновым двигателям, оснащенным турбонаддувом. Обладают продленным интервалом замены. |
VW 505.00 | Для дизельных моторов легковых авто, оснащенных и не оснащенных турбонаддувом. Соответствуют требованиям стандарта В3 АСЕА. Универсальны с точки зрения сезонности. Перед использованием проверить на совместимость с эластомерными прокладками. |
VW 505.01 | Состав вязкостью 5W-40 по SAE. Создается для дизельных моторов, оснащенных насос-форсункой (Pumpe-Dmse). |
VW 506.00 | Всесезонная продукция для дизельных легковых автомобилей, двигатели которых оснащены турбонаддувом. Обладают продленным интервалом замены, пониженной высокотемпературной вязкостью. Соответствуют стандарту ACEA. Применимы только к моторам Фольксваген, выпущенным не ранее мая 1999 года. |
506.01 | Для дизельных двигателей с насос-форсункой. Масло с допуском 506.01 обладает увеличенным интервалом замены, полностью соответствует требованиям АСЕА В4. В двигателях типов R5 TDI (2,5 л) и V10 TDI (5 л) разрешено использовать масла VW только с данным допуском, без альтернатив. |
507.00 | Моторные масла с расширенным межсервисным интервалом. Подходят для бензиновых и дизельных двигателей, в т. ч. для оснащенных сажевыми фильтрами. |
Допуски создают, исходя из характеристик и потребностей конкретных моторов. Каждый производитель делает свои допуски, так как все машины отличаются конструкционно, обладают своими особенностями.Как внедряются допуски?
Допуски часто базируются на международных стандартах — API, ACEA, SAE. Они классифицируют масла по различным параметрам — температурной вязкости, качеству, применимости к машинам того или иного года выпуска. Иногда допуск — это спецификации масла по разным стандартам, объединенные между собой. Например, VW 500.00 объединяет несколько стандартов по SAE и стандарт АСЕА А3-96.
API
API (American Petroleum Institute — Американский институт нефти) исследует моторные масла по десяткам параметров. В результате создаются рекомендации по поводу применимости продукции к двигателям определенного типа и года выпуска. Маркировка состоит из двух букв. Первая — это тип двигателя (S – бензиновый, С — дизельный), вторая — год выпуска машины.
API поможет точнее определить, какое масло лучше подойдет для двигателя, если появляется выбор из нескольких вариантов.
SAE
SAE (Ассоциация американских инженеров) классифицирует масло по его вязкости в зависимости от температуры окружающей среды, в которой работает двигатель. Поэтому классификацию SAE ассоциируют с указанием по сезонности применения того или состава.
Во время работы в моторе температура может подниматься до 140-150 градусов. Естественно, в таких условиях жидкость изменяет свои свойства — становится более текучей. Задача исследователей при присвоении маслу того или иного класса — определить, при какой максимальной и минимальной температуре состав перестанет обеспечивать нормальные условия работы для двигателя. Этот показатель зависит от температуры окружающей среды. Именно она шифруется в маркировке продукции.

Диаграмма зависимости вязкости масла по SAE от температуры воздуха
Расшифровка обозначений SAE
Производителю важно знать о текучести масла и диапазоне температур его применения. Поэтому присвоение допуска никогда не обходится без рассмотрения сертификатов вещества по SAE.
На форумах автолюбителей встречаются высказывания, что какой-либо допуск — это аналог определенного стандарта по SAE. Подобные мнения ошибочны. Автопроизводители принимают решения не только исходя из диапазона температур применения масла, хотя это важный параметр.
ACEA
ACEA (Ассоциация европейских автомобильных конструкторов) — это европейская организация, членами которой являются все крупные автопроизводители, в том числе Volkswagen-Audi.Спецификация масла по ACEA — это его применимость к авто с определенным типом двигателя и определенного года выпуска, как в API. Но данный стандарт более подробен. В нем двигатели разделяются на бензиновые, дизельные малой мощности, дизельные для тяжелого транспорта.
Данная классификация — основа для создания допусков. Автопроизводители, основываясь на требованиях ACEA, создают свои допуски, ужесточая тот или иной стандарт, сужая его с помощью SAE.
Допуски для трансмиссионных масел
Автопроизводители не создают допусков для трансмиссионных масел. В этой сфере все опираются на стандарты, которые формулируют два концерна: General Motors и Ford. Ниже приведена таблица соответствия спецификаций этих фирм.
GM | Ford | ||
---|---|---|---|
Год внедрения | Наименование | Год внедрения | Наименование |
1999 | Dexron 4 | 1998 | Mercon 5 |
1994 | Dexron 3 | 1987 | Mercon (изменена в 1993) |
1991 | Dexron 2 E | 1987 | EAPM - 2C166 - H |
1981 | Dexron 2 D | 1975 | SQM 2C9010A, M2C33 G |
1973 | Dexron 2 C | 1972 | SQM 2C9007A, M2C33 G |
1967 | Dexron В | 1967 | M2C33 F |
1957 | Type A Suffix A | 1961 | M2C33 D |
1949 | Type A | 1959 | M2C33 B |
Для АКПП автопроизводители рекомендуют масла, соответствующие стандартам Dexron II, III и Mercon (Ford Mercon). Как правило, составы с такими маркировками совместимы между собой, взаимозаменяемы.
Основные характеристики современных трансмиссионных масел
Чтобы получить одну из современных спецификаций, масло для КПП должно обладать характеристиками, представленными ниже.
Характеристика | Dexron II | Dexron III | Allison C-4 | Mercon |
---|---|---|---|---|
Кинематическая вязкость, мм2/с. при +40°С | не менее 37,7 | Не нормируется, но должна быть определена и указана для конкретного продукта | ||
при 100°С | не менее 8,1 | не менее 6,8 | ||
Вязкость по Брукфильду, мПа/сек. при температуре: -10°С | не более 800 | - | Указывается температура, при которой показатель равен 3500 мПа/сек. | - |
при -40°С | не более 50 000 | не более 20 000 | не более 20 000 | |
при -30°С | не более 6000 | не более 5000 | - | |
при -20°С | не более 2000 | не более 1500 | не более 1500 | |
Температура вспышки, °С | не ниже 190 | не ниже 179 | не ниже 160 | не ниже 177 |
Температура воспламенения, °С | не выше 190 | не выше 185 | не выше 175 | - |
Вспениваемость | Отсутствие пены при +95°С | |||
Коррозия медной пластины не более баллов | 1 | 1 | Отсутствие почернения с отслаиванием | 1 |
Защита от коррозии | Отсутствие коррозии на испытуемых поверхностях |