Как заряжать необслуживаемый аккумулятор самостоятельно: рекомендации специалистов

Какой-то десяток (или чуть больше) лет назад в продаже были только так называемые обслуживаемые аккумуляторы. В общем-то, из названия вытекает, что им требовалось регулярное обслуживание со стороны автовладельцев, в частности проверка плотности электролита, доливка очищенной воды и т.п.
Ныне на смену этим аккумуляторным батареям пришли такие, которые не нуждаются в подобном обслуживании.

Типы необслуживаемых АКБ

Данные источники питания подразделяются на три вида:

  • заправленный обычным электролитом. Из-за того, что они обладают запаянным со всех сторон корпусом, в них нельзя долить дистиллированную воду;
  • с наличием жидкого электролита, пропитывающего нетканый полипропилен;
  • гелевые аккумуляторные батареи.

как зарядить необслуживаемый аккумулятор автомобиля

Справедливости ради стоит отметить, что чаще всего автолюбители используют АКБ первого вида из-за их адекватной стоимости. Хозяину авто требуется лишь регулярно интересоваться уровнем напряжения и вовремя заряжать оборудование. И, конечно, выполнять эти действия грамотно.

Когда необходимо заряжать АКБ

И требующие, и не требующие обслуживания аккумуляторные батареи работают по единому принципу. После запуска энергия передается в систему зажигания. От нее при помощи стартера включается в работу двигатель, затем подключается генератор, вырабатывающий электроток. Благодаря полученной энергии подзаряжается аккумулятор, таким образом восстанавливая потери при пуске.

Необслуживаемую АКБ нельзя несколько раз разряжать едва ли не до нулевой отметки, т.е. доводить ее до состояния глубокого разряда, иначе она просто-напросто вскоре выйдет из строя.

хорошие необслуживаемые аккумуляторы

О недостатках необслуживаемых батарей

Преимущества преимуществами, но есть у необслуживаемых аккумуляторов и свои недостатки. Это:

  • Невозможно проверить плотность и уровень электролита и, соответственно, действительное состояние батареи и эффективность ее функционирования. Можно сориентироваться в каких-то сбоях в работе аккумулятора, понять, что он «вырабатывает» более низкое напряжение, но повлиять на это в сторону исправления невозможно.
  • Далеко не всегда выдерживается гарантируемый пятилетний срок обслуживания.
  • Аккумулятор отслужит без сбоев в течение всего срока эксплуатации лишь при корректном отношении к нему: это своевременная зарядка, правильное «зимнее» хранение и т.д.
  • К быстрому износу необслуживаемой АКБ приводят такие моменты как утечка в автомобильной проводке, сбои в работе генератора, а также некачественное натяжение его ремня, повреждение выпрямителя. Даже если и устранить неисправность, это уже не поможет.

зарядка необслуживаемого аккумулятора автомобиля

Зарядка: о чем нужно помнить

Время от времени должна производиться зарядка необслуживаемого аккумулятора автомобиля, ведь любая батарея нуждается в этом. Для АКБ особенно неблагоприятны кратковременные поездки в зимний период, поскольку источнику питания в условиях низких температур трудно прокрутить стартер, и на это энергии расходуется больше. А за время короткой поездки генератору не удается ее компенсировать. Как же правильно подзарядить АКБ?

ВАЖНО! Прежде чем приступить к этому процессу, надо вспомнить, сколько аккумулятору лет. Перешагнул пятилетний рубеж? Реанимировать его не стоит и пытаться. Даже если и подзарядится, то очень ненадолго.

Как заряжать необслуживаемый аккумулятор зарядным устройством? Внимательно выбирайте ЗУ, которое будет задействовано в данной работе.

как обслужить необслуживаемый аккумулятор

Лучшим вариантом будет устройство-«автомат», когда управлять этим процессом будет специальная программа – изменять ток заряда и уровень напряжения.

  • Источник питания должен быть подключен к клеммам зарядного устройства соответствующим образом: «плюс» – к красной клемме, «минус»– к черной. В случае, если цвет клемм не обозначен, надо ориентироваться по гнездышкам ЗУ, на которых нужные обозначения нанесены.
  • Автоматическое устройство для зарядки стоит отнюдь не дешево, посему если зарядку проводить нечасто, то лучше делать это на СТО или взяв ЗУ напрокат у знакомого владельца оного устройства.
  • Пока необслуживаемая АКБ заряжается, в воздух выделяются небезопасные вещества, поэтому сей процесс рекомендуется проводить в хорошо проветриваемом помещении.

Подготовка:

  1. Батарею достать из автомашины и установить на ровную твердую поверхность, чтобы она не смогла опрокинуться.
  2. Протереть аккумулятор увлажненной ветошью, после чего вытереть насухо.
  3. Подсоединить клеммы устройства для зарядки к батарее с соблюдением полярности.
  4.  Запитать ЗУ от электросети 220В и выполнить преднастройку.

Собственно зарядка:

  1. Прежде всего надо определить величину остаточного напряжения. Это поможет определить, сколько времени потребуется для зарядки «под завязку».
  2. Батарею надо заряжать с такими параметрами: напряжение – 14-14,5В, сила тока в начале процесса зарядки может достигать максимальной величины в два ампера.
  3. Полный заряд можно определить по зеленому индикатору на источнике питания или по понижению силы тока до 0,2А.

как заряжать необслуживаемый аккумулятор зарядным устройством

Категорически не допускается заряжать аккумулятор током, превышающим 15 ампер. А максимум напряжения, подаваемого на клеммы, составляет 15,5 вольта. Если эти показатели превысить, аккумулятор способен не только закипеть, но и взорваться, загореться. Поэтому необходимо постоянно контролировать процесс зарядки и, если понадобится, оперативно сменить значения силы тока и напряжения.

Опасен ли перезаряд

Что касается необслуживаемых аккумуляторов, то перезаряд здесь недопустим, иначе могут возникнуть такие последствия:

  • может закипеть электролит, а результатом станет разъедание внутренних элементов;
  • распространяемая по клеммам кислота станет окислять их с созданием налета;
  • из-за вытекания жидкости из корпуса батареи будут оголены, а затем и осыплются пластины;
  • не исключен разрыв аккумуляторного корпуса;
  • все это приведет к необходимости заменить батарею.

Рекомендуемая температура зарядки необслуживаемой АКБ

Для зарядки необслуживаемой АКБ идеальной температурой является +20–25 градусов. Следовательно, заряжать батарею такого типа в мороз, как и в сильную жару, с помощью обычного зарядного устройства не рекомендуется. Ведь для температур ниже нуля нужно будет увеличивать напряжение. Скажем, при температурном показателе -10° электролит «забурлит» при 16,5В вместо «обычных» 14,5.

зарядка необслуживаемого акб

Жаркая погода вообще не время для зарядки. Уменьшение разности потенциалов – не выход, ибо электролит в ходе реакций нагревается. Нельзя допускать нагрева корпуса батареи выше предельной температуры, составляющей 37,8 градуса.

Из всего сказанного следует вывод: оптимальный температурный диапазон для зарядки – -10…+25 градусов.

Полезные советы на тему «необслуживания»

  1. Не рекомендуется эксплуатировать необслуживаемый аккумулятор как в режиме перезаряда, так и в режиме недозаряда. Первый характеризуется напряжением в автомобильной электросети выше 14,4В, второй – ниже 13,9.
  2. Регулярно, хотя бы раз в квартал следует проверять напряжение на клеммах батареи.
  3. Любая исправная АКБ при полной зарядке вряд ли сможет саморазрядиться при температуре + 5 градусов. Так, за 1,5 года она способна потерять лишь 20 процентов от своей полной емкости. Вывод: лучше создавать аккумулятору «холодные» условия содержания.
  4. Специалисты рекомендуют: если есть возможность, необслуживаемый источник питания с полной зарядкой ставить на постоянную подзарядку с силой тока около 200мА. Ему это не повредит, но зато 100%-ная зарядка будет постоянно обеспечена.

зарядка необслуживаемого акб

Однако многие автовладельцы эксплуатируют необслуживаемый аккумулятор заряженным не полностью, процентов на 90. Таким образом, считается, электросеть авто можно обезопасить от внезапных прыжков напряжения. Такие скачки отмечаются, если из строя выходят реле регулятора или другие устройства. Тогда батарея начинает работать конденсатором, поглощая избыток сетевого напряжения, чем спасает электронику транспортного средства, оставаясь сама невредимой.

Важно следить за состоянием таких элементов автомобильной электросети как реле регулятора и генератор. В исправном состоянии они обеспечат напряжение в сети, не превышающее 15,1В. Проверяя время от времени их работу, автовладелец продлевает срок «действия» любых аккумуляторов.

Похожие публикации

12345 (Оцените статью)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *